Узнай об акции!

Ознакомьтесь внимательно с условиями акции.

Подробнее

Регистрация участников

Регистрация завершена!

Подробнее

Проголосуй!

Голосование завершено!

Подробнее

Галерея участников

Познакомьтесь со всеми участниками акции.

Подробнее

Цели и задачи акции "Мой наставник"

Целью и задачами акции являются:

  • повышение престижа наставничества на предприятиях и в организациях любых форм собственности Республики Татарстан
  • сохранение и развитие профессиональной культуры
  • популяризация наставнической деятельности среди общественности, укрепление связей поколений
  • определение и поощрение лучших наставников республики

Борознов Михаил Иванович

 

В 1980 году после окончания средней школы я поступил в Мензелинский сельскохозяйственный техникум по специальности агроном. Моими родителями были люди сельского уклада. Мама, Нина Михайловна, работала дояркой. Папа, Иван Филиппович - заведовал фермой. Это и определило, скорее всего, мой выбор после школы. Из уроков полученных мною в моей семье, самым важным было работать на совесть и не обманывать никого.

Ситуация сложилась таким образом, что мне пришлось оставить техникум по некоторым причинам и приехать в город Набережные Челны. Где я и устроился работать на Завод двигателей. В отделе кадров меня определили на сборочный конвейер, в бригаду по сборке маховиков. Но, когда мое заявление осталось подписать начальником отдела кадров, выяснилось при разговоре с ним, что на заводе сейчас большой дефицит наладчиков автоматических линий: «Мы при заводе сейчас открываем филиал технического училища № 64. Предлагаем тебе направление на учебу». Так я стал студентом Технического училища по специальности наладчик автоматических линий. Курсы были ускоренные, завод с нетерпением ждал специалистов. Автогиганту на Каме нужны были квалицированные кадры. На практику меня направили в цех мелких деталей двигателя №113 Завода двигателей.

Не знал и не думал я тогда в далеком 80-м, что судьба сведет меня со 113 цехом на долгие 37 лет жизни.

Первыми моими наставниками были Никитина Нина Николаевна, педагог по образованию и Волгина Анна Павловна, которые вложили в меня не только багаж знаний, но и частицу своей души. Именно они стали для меня опорой в начале трудовой деятельности, давали нужные советы, помогали с освоением технологических процессов изготовления деталей. Я для них был как сын. А они в свою очередь, по-матерински, помогали мне преодолевать барьер «деревенского парня», прививали уважение к результатам своего труда, помогали налаживать отношения со старшими товарищами в бригаде.

В марте 80-го сдал экзамены, в апреле, мае был на преддипломной практике, а в июне защитил диплом, и я получил 4 разряд наладчика автоматических линий и агрегатных станков. Вернувшись в 113 цех, проработав наладчиком в 311 бригаде, в октябре 1981 года был призван в ряды вооруженных сил, и направлен в Западный пограничный округ, где мы охраняли морские рубежи нашей Родины на Черном море, вблизи границ с Турцией и Румынией. Из уроков полученных мною в армии вынес: надо служить честно, не нарушать присягу, ибо для армейца это главное и основное правило.

За время службы я переписывался с друзьями по бригаде и мой друг, Валера Богданов, писал мне, а также рассказывал в письмах о всех новостях в бригаде, цехе, на заводе. Поэтому уволившись в запас в октябре 1984 года, у меня была одна дорога, на родной Завод двигателей, к своим в родную 311 бригаду. Прибыв на завод, я окунулся в общественную работу: был членом ДНД, посещал спортивные секции по волейболу и баскетболу, участвовал во всех мероприятиях как цеха, так и завода. Без отрыва от производства закончил курсы повышения квалификации, получил 5 разряд наладчика а/л и а/станков. Затем экстерном защитил дипломную работу и получил 6 разряд.

В марте 1987 года стал членом КПСС. Также без отрыва от производства закончил вечерний факультет института политической культуры при университете марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, филиал которого находился в г. Набережные Челны. Получил политическое образование по специальности история и обществоведение. Из уроков вынесенных мною в период нахождения в рядах партийной системы, я стал лучше разбираться в сути перемен происходящих в нашем обществе. В марте 1988 года на общем собрании бригады (численность бригад тогда достигала 60-70 человек) я был избран бригадиром, и на меня свалился груз дополнительных обязанностей: таких как, выполнение бригадой номенклатурного плана, ответственность за качество выпускаемых деталей, быть руководителем в своем коллективе.

Вот тогда, в те молодые годы, я уже почувствовал, что и я уже стал наставником для многих девчонок и мальчишек, которые приходили к нам на производственную практику, а затем возвращались к нам в цех работать самостоятельно. Вместе с мастером Исаковой Людмилой Ивановной приняли решение перевести бригаду 311 на 100% самоконтроль. Работать с личным клеймом, чтобы чувствовалась большая ответственность за качество, и как результат - бригада начала серьезно относится к качеству изготовляемых деталей. Ведь с качеством намного увеличилась заработная плата. И у всех появилась заинтересованность в своей работе. Бригада стала одной из лучших не только в цехе, но и на заводе. За успехи в социалистическом соревновании группа особо отличившихся была награждена комсомольской путевкой в Москву. В бригаде был хороший микроклимат, где слаженно работали, и отлично проводили свободное время отдыха. Коллектив был дружным, сплоченным, нацеленным на одно общее дело.

В марте 1990 года я был избран депутатом городского совета и 5 лет занимался общественной работой в городском совете без отрыва от основной работы на заводе.
НО…..Пожар в апреле 1993 года круто изменил судьбу как мою, как и завода, так и КАМАЗа в целом. После случившегося пожара многие рабочие, инженера массово начали увольняться. В цехах осталось всего по 2-3 мастера. Начальник цеха Николай Ефимович Аверьянов убедил меня перейти мастером уже без приставки «и.о.».

Я был срочно аттестован и направлен в сдаточный корпус на организацию ремонта и запуска сгоревшего или частично пострадавшего оборудования во время пожара. Надо было экстренно решать вопросы восстановления завода из пепелища.

На начальника цеха была возложена огромная работа по запуску оборудования и организации выпуска деталей. Поэтому для него нужны были люди, которые бы справились бы с этой задачей. После пожара не было еще отдельных бригад, цех был одним коллективом. Времени не было на долгие раздумья, надо было быстро, спешно все восстанавливать. Поделив цех пополам, вдвоем с мастером Хаметхановым Ринатом приступили к организации по запуску оборудования, ремонту, восстановлению сгоревших оснастки, инструмента, восстановлению технологических процессов. В сентябре мы выпустили на восстановленном оборудовании 200 м/к, а к концу года до 2000 м/к. Через год после пожара была восстановлена вся инфраструктура цеха, созданы новые бригады, ремонтный персонал, ПДО, распреды и т.д.

Из пожара мной вынесен урок, да, можно сделать невозможные вещи, если рядом с тобой трудятся преданные делу люди. Нельзя было сомневаться и останавливаться, когда за нашими спинами город, КАМАЗ, и будущее всех нас. К концу 1996 года цех был полностью перевезен, запущен. За этот период восстановления цеха никто не снимал с нас обязанности по изготовлению деталей и обеспечения сборочного конвейера.

Очень хорошо помогло мне в это время мое хобби – стихи и проза. В них я отражал трудовые будни, показывая, как протекает жизнь на заводе.

И вот, наконец, в начале 1997 года наш родной 113 цех снова обрел свое место, где оно находилось до пожара. Но был он уже намного веселее, помыто, покрашено, появились комнаты отдыха для рабочих, комнаты для работы мастеров.

В конце 90-х, в начале 2000 года ушла череда старых руководителей, пришло новое руководство, специалисты, реформаторы, которые ставили задачу видеть завод еще лучше, иметь грамотных специалистов.

Новый руководитель цеха Маслиев Евгений комплектовал штат в новых условиях. Я возглавил самую крупную и большую бригаду в цехе по производству поршневых пальцев, противовесов, вала гидромуфты, и мелких деталей.

Наступали перемены во всем, руководство КАМАЗа возглавил Когогин С.А., заработала производственная система 5 S, ТРМ, Кайдзен - проекты и т.д.

Были отмечены и мои скромные заслуги на заводе. За производственные успехи в 2003 году был занесен на Доску Почета Завода Двигателей, дважды Присвоено звание «Почетный мастер» КАМАЗа, в 2007 году присвоено звание заслуженный мастер КАМАЗа. Неоднократно был отмечен лучшим по подаче Кайдзен предложения Завода двигателей.

Но как и прежде, Я-наставник. Только теперь уже передаю основы тонкостей работы мастера на производстве своим ученикам - это:

• Среди начинавших работу под моим началом в цехе 113 мастер Галкин Владислав, возглавляющий сейчас службу ПСК в корпусе АМЗ завода ПРЗ.

• Мастер Мансуров Рафис - сейчас работает главным инженером в одном из ЖКХ г. Набережные челны.

• Мастер Марьевский Сергей - работает в Логистическом центре завода ЗТЭО.

• Мастер Сагитов Ринат работает в службе департамента качества КАМАЗа.

Сейчас являюсь наставником мастера Совкова Михаила. Думаю, что из него выйдет поколение нового руководителя производства уже для Завода двигателей. У него есть стремление и напор в решении проблемных вопросов.

Вот так в делах, заботах в работе, в производстве прошло 37 лет трудового стажа на Заводе двигателей. Обзавелся семьей, не заметил как сыграли серебряную свадьбу, вырастили 4 детей.

Старшая дочь Анастасия закончила пединститут, работает в системе образования. Сын Иван - закончил строительный колледж, отслужил в армии, в Преображенском полку, в батальоне почетного караула. Сейчас работает в строительной фирме. Катерина - дочь студентка юридического колледжа, другая дочь Нина - студентка торгово-кулинарного института.

Уже голова покрылась сединой, но в душе еще молод, есть желание и дальше передавать опыт молодым мастерам. Обучать всем тонкостям производства, умению ладить с рабочими, выходить из трудного положения.

Размышляя о своей жизни хочу сказать, что все что хотел, по большому счету получилось.

А о чем все же сожалею, то о том, что в свое время не пошел учиться в ВУЗ. И хочу добавить главное, что моими наставниками и учителями явились все окружающие меня люди, прежде всего мои родители, армейские товарищи, заводчане и многие еще, коих нет возможности перечислить в виду ограниченного формата эссе.